Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять все, сделанное им… И опять вспоминаются слова Николая Константиновича:«Иногда люди даже себе самим не отдают отчета, что своим делом или словом они разрушают то самое, с чем еще вчера соглашались и чему служили.»«Мои связи с Украиной завязались давно. Гремела труппа Кропивницкого, Заньковецкая, Саксаганский – целая даровитая семья, и чопорный Питер восчувствовал. Украинские песни восхищали, точно бы новая находка», – так вспоминает о своих первых прикосновениях к Украине великий русский художник, ученый, литератор и путешественник Николай Константинович Рерих «Я люблю этот город,/речь идёт о Киеве/ – напишет он несколько лет спустя в письме к историку и писателю А.В. Половцову, – в нем меньше каменных коробок, меньше вялости, больше простора и шири сравнительно с нашим милым Петербургом»Вот, что писал художник о Софийском Соборе в Киеве в статье «Нерушимая стена»: «Нерушимая Стена Киево-Софийская стоит и будет стоять. Все-таки Нерушима! Кто не помнит эту Киевскую Святыню во всем ее византийском величии, ее молитвенно поднятые руки... <...> Лик строгий, с большими открытыми глазами обращен к молящимся. В духовной связи с углубленным настроением богомольцев. В нем нет мимолетных житейских настроений. Входящего во храм охватывает особо строгое молитвенное настроение»В октябре 1943 года Николай Константинович пишет: «Вот воинство наше отметает врага от Киева, спасает матерь городов русских. Уж наверное враги укрепились в Киеве всеми своими средствами. Слишком важен для них был Киев-град великий. И вот через быстрины Днепра плывет грозное воинство, окружает неприступную крепость и грудью своею освобождает град, где слагалось столько славных преданий»«Вот и теперь в Гималаях, когда радио дает "Запорожца за Дунаем”, яркой, красивой чередой проходят картины Украины. Встают образы Шевченко и Гоголя. И дружба, сердечное дружество сплетается с созвучиями Украйны. <...> Украйне – любовь и привет» Передо мной, как колокол, гора. И озеро. На озере – ладья. А в ней – гребец и женщина. «Мы приближаемся», – она сказала…Он творил серцем, выражал это кистью…Она творила душой, выражала это мудростью…
|