Недавно к нам в Донецк приезжал товарищ из Запорожья. Позже, говоря о своих впечатлениях от визита, он отметил: «У вас тут как маленькая Россия, такое впечатление, что даже вывесок на украинском меньше».
Чувства эта фраза оставила смешанные. С одной стороны как бы приятно за свой город, похвалили. А с другой это значит, что остальной Восток и Юг современной Украины украинизирован в гораздо большей степени, и Донбасс остается неким анклавом русской культуры.
Понятно, что можно возразить на это. Можно, например, заметить, что это, дескать, Украина, и поэтому извольте говорить на государственном языке. И по закону будет вроде как всё верно. Но...
Дело в том, что концепция украинизации в большинстве случаев подразумевает не свободное развитие собственно украинской культуры, скорее имеется в виду противодействие культурам и языкам других народов, в первую очередь – русскому языку. Он, дескать, мешает нам полюбить «неньку Украину». А доведенная до абсолюта украинизация в итоге всегда означает русофобию. И если бы это было не так, то вряд ли население русскоязычного Востока и Юга Украины высмеивало бы словечки типа «гелікоптер» или «межповерховий дрототяг», скептически относилось к государственным праздникам и вообще, всячески сопротивлялось украинизации.
Но дело в том, что для Восточной Украины это просто неестественно. Противоприродно. И как раз поэтому «процесс» не идет. Не так давно меня пригласили принять участие в программе «На мій погляд», выходящей на одном из региональных каналов. Темой встречи было развитие украинского языка. Вернее как раз не развитие, а отсутствие такового на Донбассе. Что интересно – все собравшиеся в студии перед эфиром говорили на русском. Но стоило только начаться программе – и сразу в студии стала слышна украинская речь, что лишний раз доказывает – в быту, по доброй воле, граждане предпочитают пользоваться русским. А когда нужно выглядеть «правильно» - переходят на другой, не родной для них язык.
Любопытнее всего была сама постановка вопроса, озвученная в передаче: «Как нам украинизировать Донбасс?». Именно в таком ключе в основном шло и обсуждение темы. Это, кстати, классический пример манипуляции сознанием. Ведь на самом деле актуальным вопросом является «А нужно ли вообще украинизировать Донбасс»? И ответ на этот вопрос – нет, не нужно.
Ведь территория, которая сейчас называется украинским Донбассом, еще в начале прошлого века входила в состав Области Войска Донского и Екатеринославской губернии. Оба региона являлись логичной частью русского мира. Окончательно Донбасс вошел в состав Украины только 1918 году волевым решением Ленина, считавшего, что для того, чтобы на территории Украины можно было всерьез говорить о пролетарской революции нужно, чтобы этот самый пролетариат здесь появился. Но разве механическое присоединение обозначает, что сразу же, автоматически, будут переняты и традиции, язык? Тем более, что даже Киев тогда был (да и сейчас остается) городом вполне русским, что уж говорить о Донбассе.
Впрочем, сам ход телеэфира показал, что до украинизации Донбасса еще далеко. Странно другое – почему всегда, когда речь идет о украинизации, она рассматривается как благо и как нормальный, естественный процесс? Ведь у каждого региона есть свой культурный код, и в культурный код Донбасса украинская составляющая, особенно, как это принято в последнее время, с галицким оттенком, мягко говоря, не очень вписывается. Понятно, есть регионы, для которых использование украинского языка естественно и нормально. Вот и замечательно, пусть и развивают его. Но почему в тех областях, в которых русскоязычное население есть, вместо вопроса о реально равном использовании русского и украинского языков рассматривается только проблема развития украинского? Постановка вопроса в таком ключе всегда была и всегда будет причиной для конфликтов. И если Украина хочет сохранить себя как унитарное государство, статус русского языка должен быть решен с максимальным учетом прав русскоязычного населения.